Top.Mail.Ru

Санкции сервису не помеха

Геннадий Пашинин - представитель Nanni diesel

За последние 20 лет в нашу страну было поставлено огромное количество импортного оборудования и техники. В сфере судостроения превалирование импортной техники и комплектующих особенно заметно.

Причем это оборудование в большинстве своем высокотехнологичное и требующее высокого уровня сервиса. После изменения политической ситуации мы всей страной взяли курс на импортозамещение, принялись осуждать и критиковать западные компании, уходящие с нашего рынка. В тот момент появилось достаточное количество «специалистов», наводящих страх на отрасль, лозунгами вроде «Завтра все импортная техника сломается, и весь флот встанет» или «Необходимо срочно демонтировать все импортное оборудование и заменить его на отечественное». А отечественные производители, вдохновленные «победой» над импортными конкурентами, почивая на лаврах, так и не задумались о создании по-настоящему конкурентоспособной техники.

И тут хочется обратить внимание на одну важную деталь: все 20 лет эту самую импортную технику поставляли и успешно обслуживали отечественные компании (дилеры, импортеры, представительства западных производителей). И эти компании не уехали вслед за своими заграничными партнерами, а по сей день занимаются поддержкой работоспособности поставленного оборудования.

Для развития продаж импортеры вынуждены были налаживать и сервисные структуры по всей стране, обучать инженеров и механиков. У большинства компаний появились свои «тренинговые центры», на базе которых они стали обучать экипажи судов работе с высокотехнологичным оборудованием. Если посмотреть на цифры, то количество квалифицированных сервисных станций достаточно внушительно.

Бренд Количество сервисных станций в РФ Источник
Vovlo Penta 31 //www.volvopenta.com/volvopenta/russia/
Deutz 24 //www.deutz.com/
CAT 17 //www.cat.com/
Scania 8 //www.scania.com/
MAN 5 //my.man-mn.com
MTU 2 //www.mtu-online.com/


* В таблице приведены данные о компаниях – производителях ДВС, лидирующих на отечественном рынке последние 20 лет.

Стенд Wechai Power на выставке Нева-2013 / Корабел.ру


С другой стороны, с ростом благосостояния наших сограждан в стране появились первые частные владельцы яхт, а в европейской части страны яхт-клубы стали заполнятся моторными и парусными яхтами производства мировых брендов. В Россию стали привозить новые и б/у яхты для путешествий как по морю – в другие страны, так и по внутренним водным путям. И, конечно, эта сфера еще только развивается, но вместе с ней развивается и инфраструктура. На сегодняшний день карта сервисных центров для яхт выглядит так:

Карта сервисных центров для яхт / rusyachting.ru


В яхтенном сегменте отечественные двигатели появятся не скоро, ведь даже российские производители моторных и парусных яхт, используют хорошо им знакомые импортные бренды, с одной стороны, потому что альтернативы им до сих пор нет, а с другой — потому что человек, покупающий яхту, всегда требователен к комфорту в ее эксплуатации, чего отечественные двигатели не обеспечивают. А это означает, что на карте, представленной выше, будет появляться все больше значков, и инфраструктура по обслуживанию импортных двигателей будет развиваться.

Тут же хочется напомнить, что на сегодняшний день пограничные корабли ФСБ, в большинстве своем с двигателями MTU (корабли проектов 12200, 10410, 21980), успешно эксплуатируются и поддерживаются в работоспособном состоянии силами экипажей и отечественных сервисных компаний. Или двигатели MAN на судах типа СПК, которые сибирские речники предпочли отечественной «Звезде» (а на сегодняшний день переоборудовано более 20 судов) по причине надежности, экономичности и комфорта эксплуатации (подробнее в статье). Двигатели Scania, которые по сей день используют на серийных проектах А40-2Б (подробнее в материале).

Компани «СПБ Марин»- Scania» на выставке «НЕВА-2015» / Корабел.ру


И все это не уйдет в один день, все это будет продолжать развиваться в нашей стране так или иначе. Мы никогда не сможем отгородиться от внешнего мира с их технологиями, ведь все эти технологии уже здесь. А что касается обслуживания, так за последние 20 лет в нашей стране выросло целое поколение высококвалифицированных инженеров, проходивших обучение на заводах за границей. Инженеров, на «ты» обращающихся с высокотехнологичным импортным оборудованием и в подробностях знающих, как оно устроено. За это время в России появились профессиональные сервисные компании европейского уровня. Поэтому ни завтра, ни послезавтра трагедии всероссийского масштаба не случится, и все поставленное оборудование не встанет мертвым грузом. При этом, конечно, неоспорим тот факт, что необходимо развивать и наращивать отечественное производство, выводить его на совершенно новый уровень. Но знаете что, мне кажется, отечественным производителям стоит использовать опыт тех самых инженеров, обученных на Западе, чтобы создавать свой, конкурентоспособный продукт. И возможно, тогда отпадет необходимость траты огромных бюджетов на оплату услуг европейских инженерных компаний, продающих в нашу страну те самые технологии, так хорошо знакомые уже обученным за их счет инженерам, обслуживающим импортную технику в России последние 20 лет.

 Геннадий Пашинин
Директор по развитию группы компаний «ТЕХ».